Закон 54-ФЗ
ЗАКОН 54-ФЗ «О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ»
Президент РФ 3 июля 2016 года подписал поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». Теперь бизнес обязан перейти на онлайн-кассы, все данные о расчетах с покупателями будут передаваться через интернет. Отечественным предпринимателям нужно учиться работать по-новому. Обязательно ли менять старую кассу, как регистрировать и где обслуживать контрольно-кассовую технику (ККТ)? Какие документы теперь подтверждают расчет с покупателем и как защититься от штрафов?
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЙ ПОРЯДОК (54-ФЗ) ПРИМЕНЕНИЯ ККТ
Самое главное
Первая и основная поправка в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» состоит в изменении схемы работы торговых организаций с налоговыми органами. Данные с каждого чека должны будут передаваться в налоговую инспекцию через интернет. Через так называемые ОФД (операторы фискальных данных) информация с чеков и будет «улетать» в налоговую.
Несмотря на то, что передача данных в налоговую станет онлайн-процедурой, в федеральном законе 54-ФЗ изменения с 2016 года не предполагают освобождения предпринимателей от необходимости выдавать покупателям бумажные чеки. Причем, по желанию покупателя, этот чек необходимо будет выслать ему по электронной почте. Документ из почты по закону приравнивается к чеку, отпечатанному контрольно-кассовой техникой.
Сами кассовые аппараты тоже стали немного другими. Они сохраняют и передают данные о каждой продаже в ОФД — оператору фискальных данных, а также имеют возможность высылать чеки покупателям. Вместо ЭКЛЗ используеся фискальный накопитель (ФН).
Упростилась процедура регистрации кассового аппарата — она будет происходить онлайн. Центры технического обслуживания, где раньше нужно было обязательно регистрировать кассу и платить за ежемесячный сервис, в новом законе никак не обозначены — этого понятия там просто нет.
Еще одно заметное изменение. Предпринимателям, работающим на патенте, ЕНВД и УСН, которые пока законодательно освобождены от использования кассовых аппаратов, тоже придется передавать данные с каждой продажи в налоговую. С 1 июля 2018 года применение ККТ для них тоже станет обязательно — им придется приобретать технику нового типа.
Изменились требования и к самим кассовым чекам, а также к бланкам строгой отчетности (БСО). Количество данных, которые на них должны обязательно присутствовать, возрасло. Новые обязательные реквизиты чеков ККТ и БСО действуют с 2016 года.
Однако на некоторые виды деятельности новый закон не распространяется. Организациям, которые ими занимаются, не нужно будет приобретать кассовые машины нового типа. Этот перечень не меняется.
Новые понятия
Операторы фискальных данных — ОФД
ОФД, уже упомянутые выше — это организации, которые будут осуществлять обработку данных с чеков и отправлять их по цепочке в налоговые инспекции. У операторов будут в распоряжении серверы с модулями криптозащиты информации, и для осуществления своей деятельности им нужно будет получить специальную лицензию.
Фискальные накопители вместо ЭКЛЗ
Фискальный накопитель (ФН) — это полный аналог электронной ленты ЭКЛЗ, назначение которого — зашифровывать информацию с чеков. Организации, применяющие ККТ, должны менять фискальные накопители раз в 13 месяцев. Впрочем, для компаний на патенте, ЕНВД и УСН сделаны послабления — им можно менять ФН раз в три года.
Реестры
Новый закон подразумевает появление и ведение реестров контрольно-кассовой техники и экземпляров фискальных накопителей. В них будут храниться серийные номера каждой единицы этой техники. Реестры необходимы для того, чтобы предотвратить хождение на рынке «серых» касс.
Применение ККМ по закону 54-ФЗ — как это выглядит на практике?
Для того чтобы поставить на учет кассовый аппарат, предприниматель должен сам или с помощью специалистов компании «Шторм-Элита» зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru, оставить заявку на проведение фискализации кассы и подписать эту заявку своей электронной подписью. Получив эти данные, налоговая служба отправляет налогоплательщику регистрационный номер, а в аппарат вносятся данные по фискализации. То есть, чтобы поставить на учет кассовый аппарат, предпринимателю уже не нужно лично посещать налоговую инспекцию.
Кассовый аппарат благополучно зарегистрирован, с ним начинает работать кассир. Покупатель оплачивает товар и получает чек. Тем временем, за дело берется техника. Фискальный регистратор генерирует данные по чеку и тут же отправляет их в зашифрованном виде оператору фискальных данных. ОФД в течение короткого времени обрабатывает эти данные, отправляет подтверждение обратно в кассу, а информацию — в налоговую службу. Аналогично информация будет передаваться и по возвратам товаров.
При этом скорость пробития чека не должна зависеть от скорости передачи данных ОФД. Данные будут передаваться параллельно с оформлением чека и даже могут поступать позже.
Изменения в 54-ФЗ «О применении ККТ» предполагают, что каждая торговая точка должна быть оснащена интернетом. Если интернет в какой-то момент пропадет, а кто-то совершит покупку — это нестрашно, т.к. данные по каждой покупке сохранятся и будут переданы в ОФД позже. Главное, чтобы касса обращалась к порту и передавала информацию о продажах чаще, чем раз в 30 календарных дней. Если за это время касса не сможет передать данные в ОФД, регистрировать продажи и печатать чеки с еë помощью будет невозможно.
Зачем все это нужно и чем грозит предпринимателям?
Принятие поправок в закон 54-ФЗ призвано упростить применение контрольно-кассовой техники. И для предпринимателей, и для налоговых станет легче постановка ККТ на учет. У фискальных органов значительно уменьшится документооборот и снизится нагрузка. Система контроля станет более современной, что выгодно и покупателям — чек, отправленный на электронную почту, легко восстановить при необходимости, если бумажный потерян. Новые правила применения ККМ в 2016 году предполагают, что торговый бизнес станет более прозрачным — утаить ту или иную продажу от налоговых органов будет практически невозможно.
Но, конечно, для предпринимателей переоснащение мест кассира обернется дополнительными затратами, поскольку делать это придется за свой счет.
Что делать?
Новая контрольно-кассовая техника, которая соответствует изменениям в законе продается в нашей компании. В офисе и в интернет-магазине.
Изменения в 54-ФЗ подразумевают, что все предприятия, использующие кассовую технику и фискальные регистраторы, зарегистрированные до 1 февраля 2017 года, могли спокойно пользоваться ей до 1 июля 2017 года. К этой дате старую кассу надо было обязательно перерегистрировать и обновить. Теперь это касается предпринимателей на системе ЕНВД, УСН и на патенте. До 1 июля 2018 года надо купить онлайн-кассу.
ЕНВД, УСН и патент — важное уточнение
Закон обязывает компании и индивидуальных предпринимателей, работающих в режимах ЕНВД, УСН и на патенте, также использовать контрольно-кассовую технику с 1 июля 2018 года. До этого времени им можно вести деятельность, как раньше. Такая же отсрочка дана и всем предприятиям, оказывающим услуги, вне зависимости от режима налогообложения.
Как появился новый закон
На самом деле, потребность изменений в законе ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники» давно назрела. Он был принят еще в 2003 году, и с тех пор технологический прогресс, позволяющий модернизировать работу с кассами и сделать ее более удобной, ушел далеко вперед.
С августа 2014 года по февраль 2015 года в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане проводился эксперимент по внедрению новой технологии в контрольно-кассовое обслуживание. В эксперименте участвовали около 1000 компаний, и примерно 4000 касс были оснащены модулем, передающим данные в ФНС. Новые технологии внедрил у себя и сервис МойСклад — компания стала официальным участником этого эксперимента. Результаты кампании были признаны успешными, инновационные кассы — эффективными, и новые правила было решено внедрять повсеместно. Так и появился новый законопроект.